В эти дни, с 7-го по 9-е сентября, Республика Кабардино-Балкария празднует знаменательную историческую дату - 450-летие добровольного вхождения в состав России. Глава республики Арсен Каноков объявил 7 сентября нерабочим днем. Обширный план праздничных мероприятий включает и шествие молодежи города Нальчик, и концерты художественной самодеятельности. А 9 сентября, как сообщили ИА "Росбалт-Юг" в пресс-службе президента КБР, на Нальчикском ипподроме пройдут скачки. Завершатся торжества на площади согласия перед Домом правительства, где пройдет ночное лазерное шоу-ревю с участием звезд Российской Федерации и Кабардино-Балкарии. Историческая важность данного события очевидна. И поэтому, необходимо, на мой взгляд, совершить небольшой экскурс в историю, так как зачастую для многих жителей российского "центра" все, что южнее Воронежа, - terra incognita.
Кабардинцы - один из адыгских народов. Сами себя они называют "адыги", иностранцы же всех адыгов именовали "черкесами". К адыгам относятся современные адыгейцы, кабардинцы и черкесы. Кабардинский язык относится к абхазо-адыгским языкам, которые представляют собой западную группу иберийско-кавказских языков. В эту группу входят абхазский, абазинский, адыгейский и кабардино-черкесский языки. Адыгейский и кабардино-черкесский языки составляют адыгскую подгруппу. В научной литературе высказывалось мнение о том, что непосредственными предками адыгов были меоты, фатеи, досхи, псессы и др., обитавшие в I тыс. до н.э. на восточном побережье Черного и Азовского морей, а также в Прикубанье. Адыги были известны греческим и римским писателям - Страбону, Плинию, Дионисию Периегету, Ариану и Клавдию Птолемею под названием "синды", "керкеты" и "дзикхи", или "дзиги". Часть этих племен и союзов участвовало в этногенезе "низовых" казаков, которых в средневековых источниках часто именовали как "черкасы" или попросту "черкесы".
В XIII-XIV вв. в результате монголо-татарского нашествия территория современной Кабардино-Балкарии была опустошена, часть населения истреблена, другая часть оттеснена. В конце XIV в. они расселялись несколько западнее Таганрога, а затем под предводительством князя Инала, которого предание считает родоначальником всех кабардинских князей, продвинулись на восток и расселились по Кубани, потом вдоль левого притока Терека. Это место впоследствии стало именоваться Большой Кабардой. В XV-XVI вв. часть кабардинцев переселилась на правый берег Терека, образовав район, названный впоследствии Малой Кабардой. В настоящее время кабардинцы занимают преимущественно равнинную часть территории Кабардино-Балкарской республики, а в горной ее части проживают балкарцы.
В 1552 г. ко двору Ивана IV прибыло первое посольство черкесов, во главе которого было три князя: бесленеевский князь Маащук, абазинский князь Иван Езбозлуков и князь Танащук. Второе посольство 1555 г. последовало с крайнего запада Черкесии из княжества Жанэ, которое в этот период являлось наиболее сильным в военном отношении в Адыгее. Во главе депутации был старший князь Жанетии - Сибок, его сын Кудадек, брат Сибока - Ацымгук, а также абазинский князь Тутарыка Езбозлуков. В историографии высказывается вполне обоснованное мнение, что это второе посольство представляло через жанеевских князей значительную часть феодальных домов Западной Черкесии от Тамани до Верхней Кубани.
Третье посольство 1557 г. последовало уже от кабардинских князей, во главе которых стоял Темрюк Идарович, будущий тесть Ивана Грозного. Кабардинский посол Кавклыч Кануков передал просьбу кабардинцев к русскому царю "считать их заодно с жанеевскими князьями". Таким образом, посольство 1557 г. подводило итог всем предыдущим дипломатическим усилиям черкесов и включило в рамки военного альянса с Россией всю страну адыгов от Тамани до Дагестана (современная плоскостная Чечня в этот период была заселена кабардинцами и составляла важнейшую часть владений Темрюка). Более того, это событие, очевидно, имеет отношение ко всем горским народам Центрального Кавказа – осетинам, ингушам, балкарцам и карачаевцам, а также к части чеченцев.
Феодальная Кабарда объединяла все эти народы, а политический выбор кабардинцев автоматически распространялся на все вассальные территории. Принятие "русского подданства" или, точнее, признание сюзеренитета русского царя в целом способствовали усилению региональной мощи Кабарды и Западной Черкесии. Действия Темрюка Идарова были направлены на установление власти князей Идаровых над всей Кабардой и Черкесией в целом, создание на этой почве централизованного монархического черкесского государства. Чтобы еще больше продвинуться в этом направлении и укрепить позиции в борьбе с противниками, в конце 1566 года Темрюк посылает в Москву к Ивану Грозному своего сына Мамстрюка с просьбой поставить крепость в устье реки Сунжи при ее впадении в Терек. Очень быстро - в течение нескольких месяцев - крепость была возведена, что вызвало резкое недовольство Турции.
Этот военно-политический союз увенчался царственным браком - через год после смерти жены Анастасии Иван Грозный вступил в супружеские отношения с младшей шестнадцатилетней дочерью Темрюка Идарова - Гуашаней. Свадьба состоялась 21 августа 1561 года в Москве. Это важный аспект для мышления людей позднего средневековья. Он как раз таки свидетельствует не о "вассальном" положении Кабарды в договоре с Москвой, а, напротив, подчеркивает равнозначность и равноценность сторон. "Отношение к этой теме претерпело существенное изменение с конца 80-х гг. XX в. В российской академической истории интерес к изучению истории адыгов был полностью утерян. На Северо-Западном Кавказе в адыгских центрах - Майкопе, Нальчике и Черкесске - в национальной историографии произошло более трезвое и соответствующее содержанию источников переосмысление события из "добровольного вхождения" в "заключение военно-политического союза" (Самир Хотко - ведущий научный сотрудник АРИГИ, кандидат исторических наук). В полном смысле "вхождение" или, точнее, присоединение Кабарды к Российской империи произошло гораздо позже и при других, менее дружелюбных обстоятельствах - как часть длительного процесса "русско-кавказской войны". Так, например, генерал Ермолов называет 1829 год годом "окончательного покорения Кабарды".
Но главное в том, что именно дата 450-летия, которая относится к установлению "военно-политического альянса" с Россией, стала главным праздничным событием. Она указывает на способность российского руководства и администраций кавказских республик (празднование этой даты состоится также в Адыгее и Карачаево-Черкесии в двадцатых числах сентября) выделять в истории позитивные моменты сближения и придавать им общегосударственный смысл.
"450 лет назад нашими предками был сделан единственно правильный выбор. Акт заключения военно-политического союза между Кабардой и Россией в далеком 1557 году имел для народов Кабардино-Балкарии судьбоносное значение. В составе России наш народ сохранил свои традиции, свой язык и культуру в отличие от тех, кто покинул родину и выехал на чужбину. Он не только спас их от порабощения и угнетения, но и на века предопределил вектор культурно-исторического развития всего Кавказского региона. Эта дата также явилась хорошим поводом для придания нового динамичного импульса развитию республики в составе единой России. И в этом направлении уже предприняты широкие программные меры, в которых нашлось место для каждой сферы деятельности - от сектора экономики до учебных заведений, научных и творческих коллективов" (Из поздравления президента КБР Арсена Канокова по случаю празднования 450-летия добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав Российского государства).