Интервью с президентом Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым о смене исполнительной власти и о нынешних приоритетах руководства республики сделано корреспондентом информационного агентства Caucasus Times Алоевой Ларисой.
СТ: — Арсен Баширович, в руководстве республики происходят перемены. С чем связана отставка Правительства Кабардино-Балкарии и насколько соответствует действительности информация о том, что большинство правительственных постов будет отдано специалистам из Москвы?
Каноков: Отставка Правительства связана с уходом с поста Председателя Правительства Геннадия Губина по собственному желанию. Хочу заметить, что у нас с Геннадием Сергеевичем не было разногласий, мы сработались. Но сейчас он принял решение покинуть должность, написал заявление, и я его поддержал. Геннадий Сергеевич много лет отдал республике, являлся вице-президентом, затем председателем правительства Кабардино-Балкарии. Руководство и народ КБР благодарны ему за многолетний самоотверженный труд на благо республики. У нового кандидата, Андрея Ярина, внушительный послужной список, он прекрасно образован, принципиален, порядочен. В последнее время работал заместителем начальника Департамента по внутренней политике аппарата полпреда Президента России в ЮФО. Он тот кризисный управляющий, который так необходим нашей экономике. Его назначение должно придать новый импульс деятельности нашего Правительства. Что касается вашего вопроса о москвичах, то министра внутренних дел Юрия Томчака, к примеру, мы пригласили из Адыгеи, Заур Тутов вообще нальчанин, Андрей Ярин родом из Свердловской области, в последнее время работал в Ростове. То есть география не имеет значения. Мы приглашаем в Правительство Кабардино-Балкарии только высокоответственных профессиональных людей, способных внести весомый вклад в развитие республики.
СТ: — В прежние годы главным приоритетом руководство республики считало сохранение межэтнического и межконфессионального равновесия. Что сегодня является первоочередной проблемой и как ее преодолеть?
Каноков: Поддержание межнационального и межконфессионального согласия в республике остается одной из ключевых задач общества и государства. Этот вопрос имел и имеет приоритетное значение и держится на контроле руководством КБР. В республике для представителей разных национальностей созданы равные условия для поддерживания и изучения народных традиций и культуры, предоставлены все возможности для отправления религиозных обрядов для представителей различных конфессий. Действуют православные храмы во всех районах, где есть русскоязычное население, главная соборная мечеть в Нальчике и районные мечети, синагога. Активно пропагандируется толерантное отношение, терпимость к людям различной национальности и религиозной принадлежности. Без этого никак нельзя. Ведь достижение социального доверия и толерантности является одним из факторов экономического роста, социальной стабильности и личной безопасности общества. Но называть межнациональные отношения в нашей республике «коренной трудностью» — неверно. Ведь все конфликты имеют искусственное происхождение. Они разжигаются людьми с неодержимым стремлением к власти и деньгам. Между простыми людьми на Кавказе не было и нет противоречий. Наша молодежь не разобщается по национальному или конфессиональному признаку. А для руководства республики сегодня главное повысить уровень жизни людей, чтобы у них не было повода поддаваться на разного рода провокации. Первейшая задача — качественный перелом в экономике республики.
СТ: — Октябрьская акция боевиков стала серьезным испытанием для новой власти. Какой урок из нее вынес Президент Кабардино-Балкарии? Ведь совершенно очевидно, что стабильность в республике невозможно сохранить ни практиковавшейся много лет демагогией о мире и стабильности, ни силовыми методами. Нужно что-то другое?
Каноков: Конечно, октябрьские события стали серьезнейшим испытанием для всего общества Кабардино-Балкарии и для меня. Сегодня мы понимаем, что эти события зрели не один год. К сожалению, были и причины для этого. Прежде всего, это — радикальный ислам, ваххабизм, который пустил глубокие корни на Северном Кавказе. Не обошлось здесь и без вмешательства из-за рубежа тех сил, которые хотели бы нанести урон имиджу России, ее репутации. Но, увы, свою роль сыграла и сложная социально-экономическая ситуация в республике. Нищета и безработица, как известно, «теплая почва» для подобных событий. Урок, который мы извлекли из этих событий – надо всеми доступными средствами и путями переломить экономическую ситуацию в республике, создать рабочие места, обеспечить занятость, а главное — стимулировать экономическую активность населения. Кроме того, мы убедились, что нельзя закрывать глаза ни на какие внутренние проблемы. Нужно всегда вести постоянный диалог с народом, быть в курсе существующих общественно-социальных проблем. С этой целью Создан общественно-консультативный совет при Президенте КБР, в который вошли представители всех слоев общества. Совет держит на контроле самые болевые вопросы, с ним ведем поиски решения. Сразу после октябрьских событий мы открыли Интернет-приемную, через которую я могу узнавать о том, что больше всего людей волнует, и помогать им. Уже не раз говорил и повторю, что читаю каждое письмо, пришедшее на сайт. Некоторые вопросы адресую на места, но всегда лично держу под контролем исполнение поручений.
СТ: — Какой должна быть внутренняя политика КБР, чтобы население ее принимало и поддерживало?
Каноков: Конечно, социально-ориентированной. Мы обязаны помогать людям, защищать их свободы и права. Для доверительных отношений с народом, власти нужно действовать максимально открыто. Создание общественно-консультативного совета, института общественных советников, интернет-сайта, антикоррупционной линии — все эти меры позволяют нам думать, что мы сумеем максимально сблизить власть и общество и открыться для людей. Уверен, это поможет нам в решении сложных экономических, общественных задач, которые сейчас стоят перед республикой. Нужно создать, прежде всего, комфортные условия для жителей республики и для тех людей, которые будут к нам приезжать. Мы считаем, что оздоровление экономики, общественное согласие, которое мы хотим получить, будут являться новым вектором, помогающим развитию нашего общества и республики.
СТ: — На фоне противоречий и конфликтов, имеющихся в КБР, что может объединить народы республики?
Каноков: Нас должна объединять любовь к родине. То забытое многими слово «патриотизм». Я на самом деле от души хочу изменить ситуацию в Кабардино-Балкарии. Стараюсь заразить своим энтузиазмом и энергией окружающих. А патриотизм – это ведь не только лозунги, флаги и гимны! Проявляться любовь к родине может по-разному. Нас, например, сильно объединяет чувство гордости за именитых спортсменов, артистов. Признаюсь, вкладывая средства в «Спартак», не ожидал, что футбол станет таким мощным консолидирующим фактором! Народ, действительно, сплотился, болея за свою команду. Людей должны связывать именно такие позитивные обстоятельства. Благодарен нашим землякам, которые прославляют Кабардино-Балкарию на большой сцене. Вот на днях мне сообщили, что в Москве на конкурсе красоты победила Марианна Кумыкова из Нальчика. Мы всегда были уверены, что у нас самые красивые девушки, приятно, что это признали и в столице! А какую радость принес всем нам майчанин по происхождению Дима Билан своей победой на «Евровидении»! Катя Лель, Сати Казанова… Выходцев из КБР на российской сцене довольно много. Кабардино-Балкария богата талантливыми людьми, которые, добившись успехов, не забывают о своем происхождении. Это очень важно для нас!
СТ: — Как Вы оцениваете инвестиционный климат Кабардино-Балкарии, можно ли сказать, что есть желание вкладывать деньги в республику?
Каноков: Внимание к республике, безусловно, есть! Сами подумайте, как можно не заинтересоваться нашими природными ресурсами, ведь такого курорта больше нет! И инвесторы это подтверждают, интересуются, предлагают какие-то проекты. Мы связываем большие надежды с развитием курортно-рекреационного комплекса, собственной энергетической базы и транспортной инфраструктуры. Даже если не брать туристический комплекс, на сегодняшний день уже наметился ряд высокоэффективных инвестиционных проектов в таких отраслях, как рекреация, производство строительных материалов, гидроэнергетика, металлургия, пищевая и перерабатывающая промышленность, ЖКХ, строительство. Для их успешной реализации созданы все условия: максимально возможный преференциальный налоговый режим на территории республики для инвесторов, страхование инвестиционных проектов, разделение возможных рисков между инвестором и республикой. Недавно один из крупных российских инвесторов подтвердил свое решение участвовать почти двумя млрд. рублей в реанимировании Тырныаузского горнобогатительного комбината. Осенью Сбербанк России намерен построить новый офис в Нальчике, такие же намерения выказывает «Роснефть». То есть происходит явное оживление инвестиционной привлекательности республики.
СТ: — Раньше Кабардино-Балкария была известным курортом. Сегодня появился страх и количество отдыхающих снизилось. В состоянии ли руководство обеспечить необходимые условия для развития туризма и самое главное безопасность?
Каноков: Я убежден, что страхи, о которых Вы говорите, сильно преувеличены. Люди из разных уголков России и сейчас к нам едут. Согласен, вопросы безопасности существуют, мы над ними работаем. Но где сейчас их нет? Посмотрите, что происходит даже на мировых курортах, в Турции или Египте? Мы очень внимательно относимся к работе органов внутренних дел. Новый министр внутренних дел обещает обеспечить полную безопасность жителям и гостям республики. Он профессионал с опытом, и у нас нет причин ему не верить. Это сложная задача, но правоохранительные органы с ней справятся.
СТ: — Намерены ли Вы дать шанс молодым, которые уехали и продолжают покидать республику, принять участие в управлении. Или по-прежнему «возрастной тромб», закупоривший всю систему жизнеобеспечения, будет тормозить развитие республики?
Каноков: Я считаю, мы исключили этот, как Вы выразились, «возрастной тромб». Я издал указ о принятии на госслужбу на конкурсной основе. То есть теперь, если вы хотите принять участие в управлении республикой, не обязательно иметь высокопоставленных родственников, это уже не действует. Мы боремся с клановостью. В министерства сегодня принимают даже специалистов, только что окончивших вуз, если они этого стоят и доказывают свой профессионализм.
А по поводу миграции хочу сказать, что пока в Москве они будут получать в 3-5 раз больше, чем в Нальчике, препятствовать этому будет трудно. В свое время я тоже покинул родные места, 29 лет жил в Москве. Но меня, как и многих молодых людей, влекли амбициозные планы, хотелось самореализоваться. Теперь же большая часть уезжающих из республики вынуждена делать это из-за отсутствия возможности дома зарабатывать на жизнь, содержать семью. И это участь не только Кабардино-Балкарии, но и многих других субъектов. Мы, конечно же, будем делать все для того, чтобы в республике снижался уровень безработицы, была достойная заработная плата. Но одними собственными усилиями ситуацию не выправить. Так сложилось, что экономика и политика в основном строилась до сих пор вокруг двух городов — Москвы и Санкт–Петербурга, остальные, можно сказать, оказались на обочине. Это была в корне неверная позиция. Регионы должны подняться до высокого уровня развития, иметь возможность создать для людей достойные условия жизни. Тогда решится вопрос с миграцией, и можно будет остановить приток в перенаселенные крупные города. Сегодня можно с оптимизмом отметить: руководство страны поворачивается к субъектам Федерации лицом и старается поддерживать самых слабых, депрессивных, что весьма радует. Успешно стартовали и полным ходом реализуются приоритетные национальные проекты. Думаю, они снимут многие проблемы, существующие сейчас в регионах в сферах здравоохранения, образования, сельского хозяйства и жилищного строительства. Ведь именно развитие регионов будет способствовать становлению сильной и процветающей России.
СТ: — По масштабу республику можно приравнять к холдингу, которым Вы успешно управляли. Насколько разнятся цели и задачи?
Каноков: По большому счету, Вы правы. Это тот же холдинг, но с огромным количеством социально-политических проблем. На самом деле, управление коммерческой структурой и субъектом России далеко не одно и то же. Однако, есть главная и довольно амбициозная цель – поднять свое детище, на данный момент я говорю о республике, на высокий уровень в сравнении с другими субъектами.
СТ: — Есть мнение, что, многие чиновники, на которых опиралась прежняя власть и сохранившие свои посты и сегодня, просто не способны предложить что-то новое ни в области политики, ни в области экономики. Что, все-таки, представляет собой Ваша кадровая политика?
Каноков: Не приемлю революционных методов в кадровой политике, предпочитаю основательную апробацию и постепенность. Я дал довольно много времени исполнительной власти республики, для того, чтобы она показала, на что способна. Теперь, при формировании нового состава правительства, можно подвести личностные итоги – насколько эффективно сработал каждый руководитель. Как раз есть повод – заканчивается полугодие. По результатам будут приниматься решения. Думаю, в правительстве появятся новые лица. Полным ходом идет реализация 131–го Федерального закона о местном самоуправлении, назначаются новые главы администраций. Мы будем стремиться, чтобы это были хорошо подготовленные и предприимчивые кадры современной формации. Так что команда будет большой. Но главное — чтобы она была динамичной и профессиональной.