- Вы впервые выступили публично перед своими земляками на открытии мечети, хотя в республике реализовали уже немало проектов...
- Честно говоря, выступления не планировал. Я знаю, что строительство мечети связывают с моим именем, и нескромно выставлять напоказ свои заслуги. Но праздничное настроение собравшихся передалось и мне, и я поздравил жителей Нальчика с этим событием. Для меня духовное возрождение не просто звук. Считаю себя, как это ни громко звучит, патриотом своей большой и малой родины, поэтому не мог не приехать на открытие. Хотя живу в Москве давно, болею душой за свою республику. Архитектору Асанову и подрядчику по строительству во главе с Абреговым удалось реализовать прекрасный замысел, и хочется надеяться, что наша совместная работа на этом проекте не закончится. Мечеть получилась интересной, и она украсит город. Правда, есть замечания по внутреннему убранству и интерьеру в целом, здесь кое-что надо будет подправить. Нужно еще сделать росписи, купить нормальную мебель, повесить люстры, проследить, чтобы создали все условия для прихожан и имама. Нам представят список всего необходимого. Думаю, к 1 сентября все будет готово.
- Как вам памятник адыгам - жертвам Кавказской войны?
- Композиция интересная, с глубокой философией, заставляет задуматься: 12 спиц в колесе, 12 адыгских племен, древо жизни поколений, единство прошлого и будущего... К сожалению, не было времени хорошенько его рассмотреть. Обязательно выберусь и посмотрю внимательней. Хотя цримовский всадник, на мой взгляд, был более понятен.
- Ваши проекты в республике делятся на социальные и коммерческие. Давайте поподробнее поговорим о коммерческих. Центральный рынок Нальчика года два в вашей собственности. Но юридически это оформилось недавно...
- Учитывая экономический потенциал региона, приняли решение о минимальной рентабельности: то, что зарабатываем, не намного больше того, что вкладываем. И заработанное остается в республике.
На центральном рынке у нас 74% акций, 25% плюс 1 акция остались у администрации города. Длительность оформления документов связана с тем, что там изначально приватизацию провели с нарушениями. Пришлось деприватизировать, привести все в соответствие с законом. Разработана концепция развития рынка, проект реконструкции, этапы строительства. Но сначала предстоит решить вопрос с жильцами близлежащих домов и организациями вокруг рынка, а также с множеством собственников внутри рынка. Предоставление новых квартир для жильцов и новых площадей для организаций - процесс не скорый, да и переговоры с собственниками, которые заламывают безумные цены, осложняют задачу. Мы, конечно, можем вложить в рынок огромные деньги, привести сюда крупных российских и зарубежных операторов. Но надо учесть потребительский уровень: спроса может не быть. У нас в Москве 15 торговых комплексов, и там все более предсказуемо, там масштабы другие. Когда ко мне обратились прежние владельцы пакета акций, подумал, почему бы не построить современный, многофункциональный торговый объект. Рассматривалось приобретение и рынка "Дубки", но мы отказались. Я не должен быть в республике один такой: пришел и все скупаю. Нужна здоровая конкуренция, чтобы кто-то в спину дышал. Без этого скучно. Здесь, к сожалению, равных игроков не вижу. Всегда призываю московских предпринимателей, выходцев из республики, вкладывать в нее деньги. Но пока я здесь, кажется, один.
- Вы купили завод медной катанки в Прохладном, который после монтажа оборудования несколько лет стоит без движения...
- "Налкат" передан нам по результатам инвестиционного конкурса. Это сугубо коммерческий проект, мы его поднимем и надеемся на доход. По условиям, должны вложить в него 2 миллиона долларов, и после запуска на полную мощность 90% акций Минимущества КБР переходят нам. Надеюсь, в сентябре завод уже заработает.
- У вас здесь и гостиничный бизнес...
- Да, планирую запустить сеть гостиниц. У нальчикского "Интуриста" были долги, запутанная история с собственниками. Мы его выкупили у прежних владельцев - холдинга "Интурист" и Минимущества КБР за 1 млн 700 тысяч долларов. Хотим запустить его в сентябре, но пока без лечебного корпуса, его еще надо достраивать. Приобретенные ранее в Кисловодске и Пятигорске гостиницы "Интуриста" будут замкнуты в единую управленческую сеть. Летом проведем ряд консультаций, в том числе с операторами отелей "Рэдиссон". И, если сложится с ними сотрудничество, Нальчикский комплекс переименуем в "Рэдиссон-Нальчик". В дальнейшем планируем построить отель в Приэльбрусье. Гостиницы - это развитие инфраструктуры. Туда входят дороги, предприятия питания, бытового обслуживания, связь и, главное, рабочие места. И потом, нам очень интересно попробовать себя в этом бизнесе.
- Каковы перспективы развития вашего игрового бизнеса? Вы в курсе, что у нас появились дети, больные игроманией?
- Начиная развивать игровой бизнес, мы приобрели часть акций "Нежданчика" и, честно говоря, не ожидали подобного эффекта. Я тоже слышал, что люди втягиваются в игру на электронных автоматах, проигрывая все, и страсть переходит в манию. В Москве к компьютерным играм относятся сдержанней. Я, естественно, переживаю по этому поводу и думаю либо закрыть клубы, либо продать свой пакет акций. Не хочу ради денег рисковать добрым именем компании. Но, с другой стороны, мы уйдем с этого рынка, появятся другие, и где гарантия того, что они смогут организовать это более цивилизованно? Видимо, нужно предоставлять молодежи более разнообразный спектр проведения досуга.
- Какие еще сферы экономики вас интересуют?
- Энергетический комплекс. Предложили президенту КБР передать нам электрические сети города, а мы погасим довольно крупные долги перед РАО ЕЭС. Ведь есть разница, будет ли собственником свой, с которым можно договориться, или это в конце концов станет собственностью РАО. Сейчас ведем переговоры с австрийской фирмой о покупке газопоршневых генераторов, вырабатывающих дешевую энергию. Мы бы поставили эти блоки и давали электричество по более низким ценам. Это очень выгодная для республики схема.
- Назначение Султана Канокова заместителем министра топлива и энергетики КБР связано с этим?
- Нет, он просто по образованию энергетик, и был восстребован как специалист, профессионал своего дела.
- Вы, насколько нам известно, намерены купить акции "Спартака". Футбол - это коммерция?
- Футбол - это состояние души, это азарт, радость успеха. Знаю о проблемах с финансированием "Спартака", оказывали помощь в нескольких поездках. Мы предложили руководству республики продать пакет акций, переименовать команду в "Спартак-Синдика" и передать нам менеджерские функции. Принципиальное согласие уже получили. Со второго полугодия, наверное, и приступим. Я знаком с российским футбольным руководством, общался с Колосковым. Можно договориться купить на сезон хороших игроков по нормальной цене. На содержание команды в год уходит 1-2 млн долларов. Мы возьмем на себя часть затрат пропорционально нашей доле акций. Скорее всего, это будет 50 на 50. Также займемся и ремонтом стадиона. - По нашей информации, вы готовы профинансировать строительство новой канатки в Нальчике. - На фуникулер я действительно обещал городу 300 тысяч долларов. Нам должны представить техническую документацию. Это не коммерческий проект. Просто сказали: нужно переделать канатку, а денег нет, и мы решили помочь. Бизнеса на этом делать не собираемся. Нам также предложили взять ресторан "Долинск", мы отказались. Как правило, предлагают проблемные объекты с различными задолженностями. Не жаль денег, но я не должен быть везде. По поводу "Долинска" посоветовал: пусть его восстановит кто-то из местных предпринимателей, я помогу организовать кредит. Никто не захотел.
- Еще вы обещали подарить городу аквапарк...
- Такая идея есть. И даже выбрано место - между "Нартом" и вольноаульскм мостом. Но это не сейчас. На днях запускаем аквапарк в Лазаревском стоимостью 5 млн долларов - пробный шар в этой индустрии. Если экономика позволит, начну и в Нальчике. Здесь не море, но срок эксплуатации совпадает. На это уйдет около 7 миллионов. Не хочу строить абы как. Объект должен быть интересным: эксклюзив и с определенным почерком.
- А какие предприятия у вашей компании в Москве?
- В нашем холдинге группа предприятий из разных сфер бизнеса - от торговых комплексов до производства медикаментов. И не только в Москве, но и в других городах России. Кроме того, мы являемся акционерами двух крупных динамично развивающихся московских банков. Есть интересные зарубежные проекты, например, производство строительных материалов в Арабских Эмиратах. Для привлечения финансовых ресурсов на российский рынок в Лондоне два года работает представительство компании. Кстати, оно находится в помещении, выкупленном у "Мостбанка" Гусинского.
- Как вы сочетаете политику с бизнесом?
- Последние три года являюсь только консультантом холдинговой компании. Я не занимаюсь бизнесом, и для меня открылось много интересного, что раньше выпадало из-за дефицита времени. И, знаете, имея опыт практических навыков и знание бизнеса как бы изнутри, мне сейчас очень интересно заниматься политикой и законотворчеством.
Джамиля Хагарова