Интервью президента КБР Арсена Канокова газете «Северный Кавказ».
- Арсен Баширович, прошло более полугода со дня Вашего вступления в должность. Что изменилось в Ваших представлениях о республике в целом?
- Не скажу, что был шокирован чем-либо. Я ведь знал, на что иду, и не искал легких путей. Кабардино-Балкария для меня - родная земля, на которой живут прекрасные люди! У нас огромный научный, кадровый, интеллектуальный потенциал. Просто нужно дать человеку возможность реализоваться. Предоставить работу, которая могла бы обеспечить достойную жизнь. Да, надо смотреть правде в глаза - ситуация в республике непростая. Задача перед нами не из легких, и, поверьте, я в полной мере ощущаю груз ответственности. Я ведь не Бог, не все в моей власти. Но я душой переживаю за республику и на самом деле хочу изменить ситуацию.
- Подавляющее большинство жителей республики поддерживают Вас и Ваши планы: поднять экономику, привлечь инвестиции, обуздать коррупцию... В связи с этим вопрос: что такое экономика КБР сегодня и какие отрасли будут иметь приоритетное значение?
- Экономическая ситуация в Кабардино-Балкарии достаточно сложная. Большие долги по оплате за энергоносители, в сфере ЖКХ, по кредитам, низкий уровень жизни населения, проблема безработицы. И все же, на мой взгляд, за пять месяцев работы нам удалось решить ряд серьезных проблем. К моменту моего вступления в должность обязательства республики только по коммерческим и агрокредитам составляли 1 млрд. 800 млн. рублей. С помощью различных схем - привлечения дешевых бюджетных кредитов, выпуска ценных бумаг - нам удалось его вполовину уменьшить. Кроме того, за первые три месяца работы мы полностью рассчитались с задолженностью по заработной плате в бюджетной сфере (а это 750 млн. рублей). Договорились с «Газпромом» о реструктуризации накопившихся за прошлые годы долгов за природный газ на 5 лет. Я поставил перед собой задачу в ближайшие пять лет полностью погасить все долги КБР.
А если говорить о приоритетах, мы делаем большие ставки на туристический комплекс и аграрную сферу. В Кабардино-Балкарии идеальные условия для развития этих секторов экономики. Мы не можем сегодня ждать, пока поступит тот объем инвестиций, который нам необходим. Поэтому приняли кардинальное решение ввести нестандартные схемы инвестирования - самим инициировать капиталовложения в экономику республики, предлагая наиболее благоприятные условия для инвесторов. Я назвал бы эти меры «финансовой интервенцией».
Нужно помогать малому бизнесу, создать ему все необходимые стартовые условия и обеспечить постоянную поддержку со стороны государственных структур. В 2006 году мы впервые увеличили бюджетные расходы на поддержку малого бизнеса в 5 раз. КБР участвует в федеральной программе, которая предусматривает разные формы такой помощи - например, микрокредитование, кредитные кооперативы, создание гарантийных фондов, внедрение системы бизнес-инкубаторов. Этим летом мы планируем открыть первый на Северном Кавказе офисный центр такой системы, места в котором будем предоставлять в первую очередь молодым предпринимателям.
Кроме того, 2,5 миллиона рублей из.федеральных средств привлечены на развитие системы гарантирования кредитных рисков субъектов малого предпринимательства. Суть ее в том, чтобы компенсировать предпринимателям часть стоимости банковской гарантии или поручительства иных специализированных организаций, что станет существенным дополнением к уже созданному гарантийному фонду. Я обратился к республиканским банкам с предложением снизить процентные ставки по кредитам. В конце концов, болеть финансистам надо не только за свои доходы, но и за республику. Без наличия достаточных денежных средств на рынке мы не в состоянии полноценно осуществить в КБР приоритетные национальные проекты. Я далек от мысли навязывать банкам свои условия, но опыт соседних регионов заставляет понять, что нынешнее завышение ставок не оправдано ничем, кроме желания извлечь дополнительную выгоду.
- В числе приоритетов Вы назвали туристический бизнес. Есть ли уже какие-либо конкретные проекты по его развитию?
- Естественно. Разработаны программы освоения горно-рекреационного комплекса «Приэльбрусье», рекреационно-туристического комплекса «Голубые озера» и создания дендрологического парка «Земля нартов» (этнографического центра). Эти три инвестиционных проекта мы представляли на международной выставке коммерческой недвижимости в Каннах. Собственно говоря, никому не надо объяснять, что такое Эльбрус - давняя точка притяжения альпинистов, горнолыжников и просто любителей горных красот, чистейшего воздуха, горячих термальных и нарзанных источников. В Приэльбрусье есть все, чтобы привлечь туристов, надо лишь по-хозяйски этим распорядиться. Навести порядок в сфере собственности, создать достойную инфраструктуру, построить канатные дороги, гостиницы, обновить наши прекрасные горнолыжные трассы. Думаю, в ближайшее время мы разработаем концепцию развития горнолыжного курорта с реализацией всех инфраструктурных проектов с привлечением капиталов из других регионов РФ и зарубежных стран. Но и наш частный собственник должен быть эффективным. Так, например, в этом сезоне Приэльбрусье было перегружено туристами, но доходы от туристического бизнеса составили меньше 1% республиканского бюджета. Они не попали даже в местную муниципальную казну. Здесь предстоит много работы. К сожалению, уровень социальной ответственности предпринимателей пока очень низкий, еще не все платят налоги. Но времена меняются, и каждому предпринимателю, да и каждому жителю республики, придется осознать: от его вклада в экономику зависит то, в какой республике будут жить его дети.
- А как обстоит дело с кадрами, которые должны будут воплощать Ваши идеи в жизнь? Есть ли они - специалисты, на деле доказавшие свой высокий профессионализм, тем более в количествах, необходимых экономике КБР?
- Согласен, что только с полноценной управленческой командой можно что-то изменить в экономике республики. Нет задачи набрать определенное количество новых сотрудников. Менять кадры - это не самоцель. Я могу работать с любым специалистом, кто чем-то будет полезен республике. Правительство за последние полгода обновилось почти на 50%. И перестановки еще будут. Нам нужны инициативные и высокоответственные люди с прогрессивным мышлением. Не могу пока сказать, что команда сформировалась. Пока наметились лишь ее контуры, и мы находимся в поисках.
- Многих волнует земельный вопрос. Как Вы считаете, земля должна стать рыночным инструментом? - Думаю, рано или поздно мы к этому придем - земля Кабардино-Балкарии перейдет в частную собственность. Вопрос в том, как осуществить это правильно. Допустим, можно на начальном этапе в виде эксперимента провести локальную приватизацию в одном из районов. Надо найти механизм этого процесса, чтобы не наломать дров.
- Сейчас ходят разговоры об объединении регионов Северного Кавказа. Как вы считаете, это целесообразно?
- Уже была попытка организовать Горскую республику. Ни к чему хорошему она не привела. Можно объединить регион-донор с регионом, которому нужны дотации, чтобы уравнять экономику, но Кавказ весь дотационный. И что мы получим? Это только в математике минус на минус дает плюс. У нас от слияния многих минусов плюса ждать не стоит. Мы готовы объединяться, но по рациональному принципу. Должны быть выделены те приоритеты, которые дадут плюсы населению республики. Можно, например, жить по принципу конфедерации, как в Европе. Но у них другая ситуация, стабильная экономика. Может быть, на каком-то этапе и Россия придет к этому, однако сейчас это вряд ли возможно.
- Вы активно идете на диалог с обществом. С чем обращаются люди?
- Я готов обсуждать с жителями республики их проблемы и, по возможности, решать их; считаю, что работа власти должна быть максимально прозрачной. В Интернет-приемную поступает очень много писем, и я уверяю, что внимательно читаю каждое. Пишут о разном - предложения, проекты, замечания, критикуют местные власти, пишут о наболевших вопросах. Больше половины обращений - по поводу жилья. Это одна из самых острых и сложных на сегодняшний день проблем. Сейчас и федеральная, и республиканская власти пытаются найти пути решения. В рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» предусматривается предоставление льготных кредитов на приобретение жилья. Также прорабатывается вопрос о том, как удешевить жилье - допустим, строить более легкие и экономичные конструкции. Наверное, все уже поняли, что бесплатное жилье для всех очередников уже не предусматривается. Согласно новому Жилищному кодексу, право на бесплатное получение жилья сохраняется только за четырьмя категориями: тем, кто проживает в аварийном жилье, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также больным, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Остальные будут вовлекаться в ипотеку, принимать в строительстве жилья долевое участие.
Разумеется, мы не можем в одночасье решить все проблемы. Но мы готовы к диалогу с людьми, готовы к критике с их стороны и благодарны за доверие. Ежедневно на сайт приходит по нескольку десятков обращений. Ни дня не обходится без писем поддержки, которые нам морально помогают не сдаваться и идти дальше.
- Согласитесь, людям необходима уверенность в завтрашнем дне. А восстановление экономики - дело не дня и даже не года. У советской власти была мощная идеологическая база - светлое будущее, ради которого нужно потерпеть, отказавшись от многих излишеств. Есть ли у нас какая-либо идеологическая основа, способная сплотить общество, убедить его?
- Не хочу восхвалять или осуждать советскую систему. Но время диктует свои условия, и сегодня нужны другие подходы. Люди устали от закрытости власти. Они хотят знать правду. Конечно, можно искусственно выстроить идеологию «светлого будущего», навязать ее народу, но к чему это приведет в дальнейшем? Мы предпочли другой метод. То есть мы не строим иллюзий, называем вещи своими именами и открыто говорим о реальном положении дел, указывая конкретные цифры. Я убежден в позитивности прозрачной политической системы - общество должно знать о проблемах республики и о ее достижениях. От нас очень многого ждут. И мы ценим доверие. После абсолютного разочарования народа во власти, полной апатии и безразличия, у людей появилась вера в то, что жизнь изменится к лучшему. Назвать это идеологией трудно, но это, согласитесь, мощный стабилизирующий фактор. Нам важно знать, что нам верят, а людям необходимо, чтобы наши обещания не были голословными. Вот этот баланс, эта гармония и поможет вместе двигаться в нужном направлении, держать курс на процветание республики. Вы правильно заметили, что на восстановление экономики нужно время и ждать мгновенного улучшения качества жизни просто наивно. Чудес в экономике, к сожалению, не бывает. Но постепенно, приложив всю свою энергию, желание и работоспособность, мы прорвемся, я уверен. А сплотить нас должна любовь к Родине, к нашей маленькой и уютной Кабардино-Балкарии.
- Считаете, патриотизм сейчас может что-то изменить? Актуально ли вообще, на Ваш взгляд, сегодня это понятие?
- Сейчас немодно называться патриотом, может быть, неловко на людях петь гимн и гордиться символикой своего государства. Но, мне кажется, мы настолько далеко ушли от патриотизма как такового, что уже пора возвращаться! Это чувство не обязательно демонстрировать, им просто должен жить каждый из нас.