Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам представитель от исполнительного органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики
5 ноября 2022 г.
Как у дедушки
Газета Юга №41

26-летний Теймураз Кунижев из Шалушки («Газета Юга» №48, 2020) производит молоко по семейной технологии:

Отучился на факультете «Информатика и управление» в КБГУ, но по специальности практически не работал. Открыл маленькую точку с мороженым в парке аттракционов. Но во время карантина, когда сидел дома без дохода, понял, что нужно придумать что-то еще. То, без чего и на карантине невозможно обойтись, и что будут покупать. Так и возникла идея молочной семейной фермы.

Я рос в селе, и, как у многих, у нас было подворье: свои коровы, молоко. Во всем этом с самого детства – под руководством бабушки и дедушки... И родители всю жизнь проработали в молочной сфере – на разных предприятиях, перерабатывающих молоко. Сейчас у нас уже нет своего подворья, но родители в переработке натурального молока знают все нюансы. И я подумал, что это может сработать.

Буквально за вечер придумал, как это все будет выглядеть, сам в фотошопе нарисовал будущую этикетку на бутылках, помониторил и нашел оптимальную упаковку в Нальчике. Договорился с соседом, который держит коров, о первой партии молока. И мы приступили. С родителями на кухне сделали айран, и я просто выложил на своей страничке в инстаграме информацию о создании семейной фермы и продемонстрировал первый результат. Вся продукция моментально разлетелась по знакомым и друзьям. И сразу же посыпались заявки. Причем было понятно, что спрос намного превышает наше предложение.

Тогда же я принял участие в конкурсе проектов малого бизнеса Арсена Канокова и выиграл грант в миллион рублей. К тому времени мы уже сами начали строить цех по переработке. Деньги пошли на оборудование: собственная подстанция, холодильная камера, сепараторы, диспергаторы, ванна длительной пастеризации, термостатная комната... Параллельно зарегистрировали товарный знак, разработали уже со специалистами упаковку и этикетку. Работаем четвертый месяц. Наша продукция уже есть во всех крупных магазинах Нальчика, в Баксанском и Чегемском районе. С нами связались крупные дистрибьюторы – теперь мы представлены и в Ставропольском крае.

Мы могли бы расширить рынок сбыта. Закупаем молоко на разных фермах республики. В день перерабатываем около тонны. Казалось бы, аграрная республика, но такое впечатление, что в основном у нас все занимаются яблоками. Очень сложно находить необходимое количество сырья. Мы контактируем и с другими производителями – все ощущают нехватку. Постоянно находимся в поисках, даже случаются просадки. Удои зависят и от сезонности, но и без этого факта понятно, что просто не хватает желающих разводить коров. Работаем только с цельным молоком. Поэтому и торговая марка «Дадэ». Это натуральное молоко – такое, как у дедушки было. Сейчас ведь многие перешли на восстановленное сухое и тому подобное. Очень много людей, которые натуральное совершенно не переносят – привыкли уже к искусственному. К белой жидкости, как я его называю.

Мы приобретаем молоко за 30–40 рублей в зависимости от сезона. Космических наценок не делаем, но нужно же учитывать процесс переработки, заработную плату, коммунальные платежи, упаковку, налоги.

За это короткое время пришлось перестать работать с несколькими магазинами из-за недобросовестного хранения нашей продукции. На упаковках есть все контакты. Покупатели звонят и выражают претензии. Мы выясняем, где именно приобреталась продукция, и после этого разрываем с ними взаимоотношения. Имидж для нас важнее сиюминутного заработка.