Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам представитель от исполнительного органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики
20 июля 2020 г.
Нужны примирительные памятники

За последнюю неделю ко мне поступило множество обращений от ряда общественных организаций и жителей Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Краснодарского края по поводу выступлений публичных личностей в медиа-пространстве о демонтаже памятного знака в Адлере. В частности, многих возмутил видеоролик известного дизайнера Артемия Лебедева. Я посмотрел его и поручил юристам проанализировать на предмет нарушения российского законодательства. По результатам заключения будут предприняты соответствующие правовые меры, о которых обязательно сообщу.
Напомню, что 30 июня 2020 года по инициативе депутатов Городского собрания Сочи и священнослужителей Свято-Троицкой церкви в микрорайоне Адлер установили памятный знак в виде бронзовой карты старинного форта времен Кавказской войны. Сделано это было без необходимой разрешительной документации, без учета и анализа общественного мнения населения города, то есть в нарушение Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», аналогичного закона Краснодарского края, а также Положения о межведомственной топонимической комиссии города Сочи.
Администрация города провела проверку и, оперативно, отреагировав на нарушение, 8 июля демонтировала незаконно установленный памятный знак.
Подобные прецеденты в России случались и раньше. Так, в Санкт-Петербурге в 2016 году, спустя 4 месяца после установки, демонтировали мемориальную доску Карлу Маннергейму. Жители Петербурга негативно отнеслись к этой инициативе, и местные власти перенесли доску в музей. Все это свидетельствует о необходимости следовать законодательству и обязательно учитывать мнение общественности.
Казалось бы, инцидент исчерпан. Но в медиа-пространстве поднялась большая информационная волна. Эту тему уже вторую неделю обсуждают журналисты, чиновники, блогеры, активисты различных общественных организаций. Кто-то высказывает здравые мысли, кто-то - провокационные, появились и конспирологические теории. Например, «Эхо Москвы» увидело в произошедшем вмешательство Турции. Это идею подхватила и польская газета Wyborcza, где текст публикации в целом явно направлен на дестабилизацию ситуации и разжигание межнациональной розни в России.
И, если можно понять логику оппозиционных СМИ, то удивляют высказывания в государственных, где сравнивают случай в Адлере со сносом памятников в США и демонстрируют очень слабую осведомленность об истории Кавказа и, в частности, о Кавказской войне 19-го века. Некоторые называют ее освободительной, якобы освобождали кавказских крестьян от князей. В таком случае непонятно, почему к концу войны на территориях проживания, например, адыгов осталось всего лишь около 5% коренного населения – остальные погибли или были депортированы. При этом именно черкесы двумя веками раньше, в 16-м – первой половине 18-го, были верными союзниками России, принимая участие в совместных военных походах и являясь преданными помощниками царей - от Ивана Грозного до Петра 1.
Понятно, что это события давно минувших лет, и, простительно, если кто-то чего-то не знает. Но зачем тиражировать ложь, измышления, фантазии, провокационные тексты и видео? Распространить информацию в современном цифровом мире в массы очень легко. И важно думать о том, как это отзовется. Уже разгорячились и кавказские пользователи сетей, среди которых представители интеллигенции, писатели, историки, идут настоящие интернет-баталии, и очень хотелось бы, чтобы все ограничилось только онлайн-спорами с виртуальными оппонентами. Некоторые блогеры записывают ролики с требованием на месте демонтированного памятного знака воздвигнуть памятник генералу Ермолову. Но для кавказцев Ермолов – колониальный завоеватель, и, если, например, вполне оправданно поставить ему памятник на Орловщине, где он родился, или в Москве, то не стоит этого делать в Сочи, Грозном или в Нальчике, в местах, где население от него пострадало. Это проявление элементарного уважения к исторической памяти людей.
Кавказская война шла в общей сложности около ста лет. Длительность войны, сопровождавшейся многочисленными жертвами, как со стороны русского, так и кавказских народов, говорит о силе сопротивления местного населения. И то, что оно, в конце концов, было сломлено, нельзя считать поражением в бою – это объективная невозможность устоять перед превосходящими во много раз материальными и человеческими ресурсами царизма. Великие русские поэты и писатели - Лермонтов, сражавшийся лицом к лицу с кавказцами, Пушкин, Толстой, не воспевали войну, но восхищались мужеством и доблестью противников, сопереживали их бедам. Это проявление благородства цвета нации, честности, высокой культуры и человечности, которые так нужны нам сейчас.
Что, на мой взгляд, можно сделать сейчас для нивелирования ситуации и предотвращения дальнейших попыток раскола общества.
Вынести решение по памятнику в Адлере на широкое обсуждение с привлечением общественности. Возможно, если есть желание обозначить создание форта, сделать это нужно с другим посылом – посвятить памятник и русским солдатам, и адыгам, которые защищали свою землю, то есть всем погибшим в этом месте. С надписью, выдержанном в уважительном тоне ко всем людям, которые, да, в 19 веке поневоле были врагами. Но сейчас 21-й на дворе, уже давно нет ни победителей, ни побежденных. А мы, их потомки, - живем в едином федеративном государстве. И народы нашей страны после тех трагических событий вместе прошли две мировых войны с миллионами жертв, революцию, гражданскую войну, сталинские репрессии, восстанавливали страну после разрухи. Нас навсегда объединили общие трудности, потери, общие радости и достижения.
В центре Нальчика стоит памятник Марии – кабардинской жене Ивана Грозного - с надписью: «Навеки с Россией». Есть также памятник «Древо жизни» - адыгам-жертвам Кавказской войны и всем, кто вынужден был покинуть Родину. На въезде в город стоит Арка Дружбы – мы ее построили в 2007-м к 450-летию союза России и Кабардино-Балкарии. Наверное, это противоречивые переплетения. Но это отражение нашей совместной истории, исторической правды.
Возможно, и в Нальчике, и в других городах Северного Кавказа и Юга России нужно больше примирительных памятников жертвам войны с обеих сторон, символизирующих общую историческую травму всех народов. То есть, сигналов о том, что мы переосмыслили эти события, и, что, помня и проявляя эмоции, при этом никого не обвиняем. Памятники имеют культурную, историческую ценность и политическую значимость, они транслируют отношение населения и власти к тем или иным событиям прошлого. Какой же смысл создавать то, что нас разделяет? Важно находить то, что может объединить, сдружить, вести к взаимопониманию и братству.
В Краснодаре, например, несколько лет назад открыли памятник героям Первой мировой войны, который представляет собой скульптурную композицию из фигур горца и казака, вместе сражавшихся за Россию. В Адыгее учреждена памятная дата - 5 сентября - День памяти о боевом содружестве черкесов и казаков в годы Первой мировой. В центре Майкопа на площади Дружбы стоит монумент - адыгский витязь и русский богатырь, символизирующие единение Адыгеи и России.
Варианты примирительных знаков могут быть разные. Можно поставить памятники адыгам, с риском для жизни спасшим от расстрела и вырастившим еврейских детей из блокадного Ленинграда, когда эшелон, везущий их в эвакуацию, разбомбили. Главное - интерпретировать прошлое так, чтобы оно работало на созидание в настоящем и будущем, помогало устанавливать добрые, позитивные коммуникации - взаимопонимание, дружбу и братство, а не использовать его для пропаганды, разрушения, провокаций и манипулирования общественным сознанием.
В нашей стране каждому гражданину гарантирована свобода слова - это большое демократическое достижение. И очень хотелось бы, чтобы эта свобода приносила нашей стране не вред, а пользу.

Арсен Каноков,
член Совета Федерации РФ,
руководитель Адыгской международной академии наук