Бетал Бижоев — победитель нашего Первого конкурса StartUp 5642 (грант на 500 000 рублей). Рассказал о развитии своего проекта Tender.AI — создание интеллектуальной системы данных о закупках (тендерах), применение технологий искусственного интеллекта в системе государственных, корпоративных и коммерческих закупок: «После получения гранта мы начали разрабатывать MVP (минимально жизнеспособный продукт), необходимый для заказчиков и поставщиков в сфере государственных закупок.
⠀
Составили концепцию продукта, закупили технику, наняли разработчиков и выполнили исследования, результаты которых опубликовали в научных изданиях (Бижоев Б.М. Эффекты цифровизации контрактной системы в сфере закупок: экономико-правовой анализ // Journal of Economic Regulation. 2021. Т. 12. № 4. С. 140-149; Бижоев Б.М. Цифровая институциональная трансформация электронных торговых площадок в сфере государственных закупок Российской Федерации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2021. Т. 12. № 4. С. 416-433).
⠀
Однако в 2021 году, уже при активной разработке программного обеспечения мы столкнулись с проблемой — данные об участниках закупки в соответствии с законодательством были засекречены. Получается, исходные большие данные (big data), на основе которых проводилась кластеризация и ретроспективный анализ, и которые были так необходимы для реализации аналитической системы, пропали из публичного доступа.
⠀
Что нужно было срочно делать? Мы решили, что нужна коллаборация с большой компанией, у которой такие данные есть, и которая может выступить инвестором. Так, в конце 2021 года, мы достигли соглашения с Газпромбанком. В 2022 году проект поддержал инвестиционный комитет банка, и мы приступили к его реализации. Для этого я получил новую специальность на учебных курсах в МФТИ — владелец продукта (product owner).
⠀
Сейчас у нас команда разработчиков из 12 человек в Инновационном центре «Сколково», маркетинговая поддержка со стороны электронной торговой площадки Газпромбанка и бюджет на несколько десятков миллионов рублей. 1 марта 2023 года запустили первый этап реализации продукта — подписка на полезные сервисы для закупок.
⠀
Для поставщика — это система поиска и аналитики закупок, интеллектуальное программное обеспечение, позволяющее автоматически проверить извещение и документацию, а также электронный документооборот. Для заказчика — система автоматического расчёта цены, информационно-правовая поддержка и система обучения.
Какие этапы разработки продукта мы выполнили?
⠀
1. CustDev — проведения глубокого интервью потенциальных клиентов. На этом этапе можно узнать, какую потребность вы можете закрыть, а также по какой цене его готовы покупать. В дальнейшем это экстраполируется на большую базу клиентов и просчитывается воронка продаж.
⠀
2. Разработка — заняла почти год, и это только первый этап. Команда разработчиков каждые две недели выполняет заданный объём работы, на котором выполняются задачи и показываются результаты предыдущего этапа.
⠀
3. Вывод в промышленную среду и тестирование продукта. В феврале мы дали возможность использования продукта 50 организациям. Это необходимый этап, позволяющий понять, где возникают ошибки и на каком этапе из cjm (клиентского пути) появляются стоп-факторы, то есть клиенты не могут активировать доступ, возникают ошибки и т.д.
⠀
Задача на 2023 год — получить доход в размере как минимум 1/5 от инвестиционного бюджета, продвигать запуск маркетинговых акций, развиваться в рамках экосистемного подхода».
⠀
Желаем удачи Беталу и его команде в реализации такого сложного, амбициозного проекта!