@lilianaumo просила ответить комментаторам, которые поднимают тему эффективности моего руководства на посту главы КБР в социальных сетях: «Несмотря на то, что события того времени относятся уже к прошлому, в настоящий момент любое упоминание вашего имени в СМИ, неважно по какому поводу, превращается в ожесточенный спор между жителями республики. Сторонники и критики яростно доказывают друг другу, что ваше управление было эффективным/неэффективным. Мне кажется, было бы уместным более развернутые пояснения от вас по тому времени. Хотелось бы понять, каким взглядом вы смотрели на республиканский мир, на то, как его обустроить, упорядочить? Что у вас было в приоритете для этого? Инвестиции, побольше денег для республики, кадровый вопрос, общественное согласие... Где, по Вашему мнению, находятся механизмы наведения порядка в республике, ее развития и, если это возможно, превращение её в регион, соответствующий современным жизненным стандартам?»
- Действительно время от времени моя пресс-служба знакомит меня с такого рода обсуждениями в интернете. И я давал развернутые ответы на некоторые вопросы, которые больше всего интересовали людей. Например, по событиям 13 октября 2005 года на моих страницах в сетях в прошлом году был опубликован подробный пост. О том, как мы развивали республику и что еще планировали в будущем, говорил не раз в различных интервью, в том числе и в видео-ответах, размещенных в этой рубрике. Упоминал, что специально изучал сингапурский опыт, истоки экономического чуда, которое там произошло.
Конечно, нам не стать подобием Сингапура и не все методы решения проблем там можно использовать у нас – некоторые из них слишком авторитарные, жесткие. Но какие-то моменты мы взяли на вооружение. Например, стратегию развития бизнеса, стимулирование интеллектуального и образовательного развития молодежи, борьба с коррупцией, экологические программы. Мы открывали бизнес-инкубаторы в Нальчике и районах, по-моему, первые на Северном Кавказе, вводили льготы по кредитам, компенсацию процентной ставки, безвозмездно финансировали старт-апы бизнес-проектов начинающих предпринимателей, создали программу подготовки специалистов в лучших зарубежных вузах, сразу же установили автоматизированную систему управления бюджетным процессом, организовали анонимную антикоррупционную телефонную линию.. Это только небольшая часть того, что делалось в рамках большой программы развития региона на 20 лет вперед. Наверное, сейчас, спустя 8 лет, нет смысла все это так детально расписывать.
Главное для человека, для каждого жителя республики – почувствовать это на себе. Наверное, это не удалось в полной мере. Я больше был сосредоточен на макроэкономике – расплатиться с миллиардными долгами, которые достались в наследство, снижать дотационность, не дать украсть ни рубля из федеральных денег на строительство дорог и социальных объектов, наращивать свой бюджет, избавляться от зашкаливавшей дотационности, стимулировать инвесторов на строительство предприятий, несмотря на теракты, неспокойную криминогенную обстановку. Все эти меры вели к общему подъему экономики республики, к ее оживлению, что постепенно повышало и общий уровень жизни.
Возможно, не так быстро, как нам хотелось. Но таковы экономические законы. Сказать, что было в приоритете - инвестиции, побольше денег для республики, кадровый вопрос, общественное согласие – трудно. Все это равнозначно важно, без одного нет другого, все взаимосвязано. И вообще в работе главы республики нет мелочей – упустишь какое-то звено и этим обязательно воспользуется оппозиция. Мне, сейчас могу открыто сказать, откровенно мешали. Время от времени делались мощные негативные информационные вбросы в федеральных СМИ, оплаченные недоброжелателями. Всякие демарши, митинги, «голодовки» в Нальчике, в Москве, перекрытия дорог в Эльбрусском районе...И я мог бы не обращать на эти провокации внимания, если бы они не портили имидж республики, не отпугивали инвесторов, туристов.
А разговоры про мою ответственность за террористическую активность в республике, хотя к моему приходу боевики здесь действовали уже несколько лет, а силовые структуры напрямую подчинялись своим федеральным руководителям, не выдерживает никакой критики. Это ни в коем случае не в порядке оправдания – вопросы эти люди ставят, думаю, один раз на них нужно ответить. Яблоневые сады, активизация овощеводства, теплицы, зарубежные технологии в сфере сельского хозяйства, которые мы внедряли, - все это поддержало республику в период кризисов и введения санкций. И сейчас поддерживает. И не думаю, что это как-то мешает выращиванию других сельхозкультур – ситуацию за гармоничным развитием сельзкомплекса, правильным, пропорционально потребностям населения и экономической целесообразности, распределением сельхозземель под разные культуры, должен следить минсельхоз.
Скоро в республике, как и в других кавказских регионах, будет активно развиваться туристическо-курортное направление. К 2022 году планируется построить на Эльбрусе девять трасс общей длиной 8260 м, а также три канатные дороги. В свое время я пытался довести наш горнолыжный курорт до уровня европейских и считаю это хорошим вектором развития. Главное, найти способы привлечь инвестиции, потому что государственных средств на это недостаточно.
У нас прекрасные условия для развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. И у нас трудолюбивый, мудрый, дружелюбный, гостеприимный народ. Так что, уверен, у КБР есть все шансы для превращение её в регион, соответствующий современным жизненным стандартам.
Следующий вопрос от @best_artist_07 «Добрый день!!! Ответте пожалуйста, детские накопительные книжки Коков В М который выдал, вы же заморозили Арсен Баширович. Почему с детьми так поступили? Сейчас в республике сколько денег тратят, только ул. Кабардинская 400 млн рублей на ремонт дороги, 26 млн руб на бездомных собак. А говорят денег нет продолжить и решить вопрос с решением первого президента Республики выдать детям обещанные деньги. Если обещанные не могут, хотя-бы какую то часть выдали бы. Очень не красиво поступили».
- Считаю, что идея Валерия Мухамедовича Кокова об именных накопительных вкладах была благородной, направленной на то, чтобы обеспечить молодых людей республики жильем. Это практически то же самое, что сегодняшний маткапитал, но на республиканском уровне. И семьи с детьми воодушевились, когда в 1996 году им объявили, что власти нашли решение жилищной проблемы. На каждого родившегося с 1 сентября 1996 года ребенка открывался специальный счет. На него зачислялась сумма - 2000 рублей, и устанавливалась процентная ставка в размере 60 процентов.
Предполагалось, что пока ребенку исполнится 18 лет, на его счете накопится сумма, которая позволит ему приобрести однокомнатную квартиру, либо оплатить образование. Держателем средств объявили Детский фонд, гарантом выплат – правительство КБР. Идея хорошая, что не скажешь о ее реализации. Во-первых, расчеты велись без учета перспективы изменений ситуации в экономике - страны, мира, республики. В 1998 году произошел дефолт и все вклады сгорели, а процентная ставка упала с 60 до 16%. Но особо о произошедшей проблеме никто публично не говорил, наверное, не хотели разочаровывать людей. И все продолжали надеяться. В 2004 году депутаты парламента КБР посчитали, что за 18 лет сумма, накопленная со вклада, составит всего порядка 17 тысяч рублей, и обратились в правительство КБР с поручением найти возможность их капитализации - индексировать детские вклады в соответствии с инфляцией. Этого сделано не было. Возможно, не позволял остродефицитный бюджет республики. Вопрос завис.
Я узнал об истинном положение дел, когда он был снова инициирован в 2007 году. Денег на вкладах, разумеется, больше так и не стало. А, чтобы их пополнить, потребовались бы не миллионы, а миллиарды рублей, которых в нашем дефицитном бюджете не было. И я предложил выплачивать досрочно по уже открытым вкладам имеющиеся средства как единовременное пособие в размере 2 тыс. рублей. Чем многие родители и воспользовались. К 2013-му, в год моего ухода с должности главы, с учетом индексации размер выдаваемого пособия составлял 2,843 тыс. рублей. Вы приводите в пример затраты на ремонт дорог. Но есть такое понятие - целевое использование бюджетных денег, федеральных и республиканских, когда их отвлечение на другие нужды является преступлением. И потом, для решения вопроса требуется средств в разы больше. Что касается приюта для собак, я предложил свою поддержку в этом вопросе, и, если ко мне обратятся, помогу.
@kulova__liuda «Арсен Баширович! У вас в Адлере ресторан Высота. Почему там среди управляющих нет ни одного кабардинцев? Всю черновую работу делают кабардинцы. Неужели у нас нету умных начитанных? Хотя бы среди молодежи».
- Насколько знаю, национальный состав в коммерческих структурах холдинговой компании «Синдика», многонациональный. Хотя, возможно, адыгов там больше. Их и большинство в Кабардино-Балкарии, да и выезжают они активнее на работу в другие города, в Москву. В данный момент я не занимаюсь управлением компании, только консультирую иногда. Но, когда занимался бизнесом, выбирал людей на руководящие должности по человеческим качествам. Для меня это даже больший приоритет, чем профессиональные навыки. Они тоже важны. Но, если директор непорядочный, грубый, неуважительный к подчиненным, не умеет общаться с людьми, даже его блестящие профессиональные качества, ум и начитанность, не помогут в работе.
Что касается национальности, на этом вообще нельзя фокусироваться. Мы живем в многонациональном государстве, все имеют равные права на труд и самореализацию. Разумеется, когда обращались земляки, я им давал возможность проявить себя. Но избирательности в этом вопросе по национальному признаку никогда не было. Если там нет кабардинцев, значит, так сложилось, не ищите в этом подоплеки. И не могу согласиться с вами по поводу выражения «черновая работа». Для меня каждая работа достойна и почетна, а люди, ее исполняющую, заслуживают уважения.